Фз об информационной безопасности. Основные принципы правового регулирования в информационной сфере Что правовое регулирование в информационной сфере

Основные принципы правового регулирования, имеющие межотраслевой характер, закреплены в Конституции Российской Федерации. Это такие принципы как: верховенства Конституции РФ, законности, приоритета прав и свобод, федерализма и др.

Отраслевые принципы получили свое закрепление в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В нем закреплены основные принципы правого регулирования информационных отношений, под которыми понимаются основополагающие начала правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. К числу принципов относятся принципы: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, установления ограничений доступа к информации только федеральными законами, открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, равноправия языков народов Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, достоверности информации, неприкосновенности частной жизни, недопустимости установления преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.

Рассмотрим значение данных принципов.

Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом является законодательным закреплением конституционных и международноправовых гарантий прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере закрепленных в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации;

Принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами тоже вытекает из требований, установленных в части 3 статьи 55 Конституции РФ;

Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, является развитием положений части 2 статьи 24 Конституции РФ, устанавливающих обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Принцип равноправия языков народов Российской Федерации является развитием установленного в части 2 статьи 26 Конституции права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества равноправия языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации. Он означает правомерность создания информационных систем, использующих язык одного из народов, проживающих на территории Российской Федерации с учетом требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

Принцип обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации отвечает требованиям «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» от 9 сентября 2000 года № ПР-1895;

Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления также основывается на положениях «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия тоже является развитием конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, закрепленных в части 1 статьи 23 Конституции РФ,

Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами, направлен на защиту конкуренции в сфере использования и развития информационных технологий.

Законодательно установленные принципы являются основными, базовыми для правового регулирования отношений в информационной сфере. Наряду с ними в отдельных сферах информационных отношений действуют специальные принципы правового регулирования, которые устанавливаются законами, регулирующими данную сферу общественных отношений. Так, в соответствии со статьей 3 Закона об информации, информатизации и защите информации к таким принципам относятся:

  • свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • установления ограничений доступа к информации только федеральным законом;
  • открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации;
  • равноправия языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • достоверности информации и своевременности ее предоставления;
  • неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • недопустимости установления нормативными актами правовыми актами каких-либо преимуществ одних информационных технологий перед другими.

На основе системного анализа норм права В.А. Копыловым сформулированы основные принципы информационного права, регулирующего информационные отношения .

  • 1. Принцип свободного производства и распространения информации и принцип свободного доступа, гарантирующие информационную свободу человека. Принцип свободы доступа к информации должен обеспечивать невозможность введения цензуры в каких-либо ее проявлениях, например, фильтрации информационного обмена и запрещения доступа к информации определенных категорий.
  • 2. Принцип запрещения производства и распространения вредной и опасной информации должен обеспечивать защиту общества, и в особенности несовершеннолетних, от определенной информации, которая может привести к нарушению прав и свобод человека, дестабилизировать общество. Как правило, данный принцип рассматривается в отношении распространения информации, разжигающей международную рознь или содержащей в себе антигосударственные призывы, однако представляется целесообразным применение данного принципа и в отношении информации иного рода. Этот принцип может быть реализован, например, в ограничении доступа к произведениям, имеющим эротический или порнографический характер для защиты прав несовершеннолетних, или для предотвращения распространения информации о преодолении технических мер защиты объектов авторских и смежных прав.
  • 3. Принцип законности и принцип ответственности определяют необходимость четкого закрепления информационно-правовых предписаний в законах и подзаконных актах, их непротиворечие Конституции Российской Федерации, а также неотвратимость наказания за их нарушение.
  • 4. Принцип оборотоспособности информации, основанный на свойстве отделяемости информации от ее создателя требует объективного выражения информации в какой-либо вещественной форме.
  • 5. Принцип распространяемости информации определяет важнейшее ее свойство быть многократно скопированной без изменения ее содержания. Технически произведение как информационный объект может быть скопировано неограниченным числом лиц, однако при этом объем прав на использование данного произведения не переходит вслед за каждым фактом копирования произведения, а остается закрепленным за определенными лицами, что выражается через принцип «отчуждения» информации на основании закона или договора.
  • 6. Принцип организационной формы и принцип экземплярно- сти информации определяют, что информация всегда организуется на материальном носителе в определенной форме (аудиофайл, текст, изображение) и распространяется по экземплярам, что обеспечивает принципиальную возможность учета распространения информации.

Информационная безопасность — эта область науки, которая изучает защиту данных конкретного (государственного или коммерческого) предприятия. Специалисты (аудиторы) проверяют информационные каналы для обеспечения защиты секретных данных.

Все каналы засекреченных данных проверяются на достаточный уровень защиты. Если специалист обнаружит изъян в файловой системе, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство предприятия.

Основные законы, которые относятся к области информационной безопасности:

  • . регулирует отношения между органами государственной власти во время поиска важных сведений и обеспечивает информационную безопасность персональных данных;
  • . ФЗ регулирует отношения между органами исполнительной власти и определяет методы лицензирования отдельных видов деятельности;
  • . ФЗ перечисляет области деятельности, в которых используется электронная цифровая подпись в целях обеспечения информационной безопасности. Например: покупка товаров, оказание услуг и т.д.;
  • . регулирует отношения, которые возникают при производстве различных товаров. Описание технических товаров должно соответствовать их реальным характеристикам согласно положениям об информационной безопасности.

Так же есть Федеральный закон о безопасности 390. Подробности

Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

основные понятия информационной сферы и их определения,

принципы правового регулирования,

правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».


ФедеральныйЗаконот 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

20 вопрос.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, от 27. 07. 2006 №149

Содержит 18 статей, по главам не разбит.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения , возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если иное не предусмотрено законом. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению.

Так же существует ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Объекты правоотношений:

1. информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2. электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети

3. документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем информация с реквизитами.

4. электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин.

5. страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

Субъекты правоотношений:

1. обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

2. оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

3. владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

4. провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".

21 вопрос.

6 глав:

А) общие положения Б) принципы и условия обработки персональных данных В) права субъекта персональных данных Г) обязанности оператора Д) Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона Е) заключительная часть

ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации » от 27.07.2006 №149-ФЗ;

ФЗ « О коммерческой тайне » от 29.07.2004 №98-ФЗ (в редакции от 18.12.2006);

Информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (статья 128); так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективную форму выражения, то есть закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе. В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.

Термин «право человека и гражданина на информацию » появился впервые во Всеобщей декларации прав человека 1948 году, где в качестве задачи, к которой должны стремиться все народы и государства, определяется право каждого искать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо от государственных границ.

В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и в Конституции РФ 1993 г . Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ст. 128 ГК РФ указывает на информацию как на самостоятельный объект гражданских прав.

ФЗ регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Положения ФЗ не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

    свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

    установление ограничений доступа к информации только ФЗ;

    открытость информации о деятельности государственных органов и органов МСУ и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных ФЗ;

    равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

    обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

    достоверность информации и своевременность ее предоставления;

    неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

    недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена ФЗ.

Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего ФЗ и других регулирующих отношения по использованию информации ФЗ.

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в РФ.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений . Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если ФЗ не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию,доступ к которой ограничен ФЗ (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

От имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами МСУ в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено ФЗ, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена ФЗ.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных ФЗ ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими ФЗ.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов МСУ;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов МСУ, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ.

Государственные органы и органы МСУ обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и НПА органов МСУ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов МСУ, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов МСУ, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом МСУ информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены ФЗ.

Ограничение доступа к информации устанавливается ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации , доступ к которой ограничен ФЗ.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

ФЗ устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна ), подлежит защите в случаях, если на эти лица ФЗ возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда .

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено ФЗ.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Запрещается распространение информации , которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами МСУ в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если ФЗ или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном ФЗ, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

    регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим ФЗ;

    развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов МСУ информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

    создание условий для эффективного использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Государственные органы, органы МСУ в соответствии со своими полномочиями:

    участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

    создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

По виду информации информационные ресурсы делятся на:

    правовую информацию,

    научно-техническую,

    финансово-экономическую,

    статистическую,

    о здравоохранении,

    о чрезвычайных ситуациях,

    персональную (персональные данные) и т.д.

По форме собственности информационные ресурсы могут быть:

    государственными – федеральные ресурсы, ресурсы субъектов РФ, а также ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Формирование федеральных информационных ресурсов, ресурсов совместного ведения, ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

    негосударственными – муниципальные, ресурсы юридических и физических лиц.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 №5485–1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Информацией, составляющей коммерческую тайну , является научно – техническая, технологическая, производственная, финансово – экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны). (ФЗ « О коммерческой тайне»).

В информационных отношениях действуют , с одной стороны, хозяйствующие субъекты, осуществляющие информационную деятельность профессионально, а с другой – пользователь. Правовыми формами этих отношений являются различные договоры. Используются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ; договоры на передачу ноу-хау; договоры купли-продажи, в том числе поставки, коммерческой концепции, лицензионные договоры. Широко применяются договоры об оказании маркетинговых, консультационных, информационных услуг.

Потребители информации заключают с соответствующими субъектами, владеющими информацией, например, договоры о возмездном оказании информационных услуг. Такое обслуживание может состоять в поиске необходимой информации, ее обработке, выдаче данных (документов), хранении информации. Стороны могут заключить договор о защите коммерческой тайны (о конфиденциальности). Договор об условиях конфиденциальности может предшествовать заключению соглашений по передаче ноу-хау, договоров купли-продажи или сопутствовать подписанию основных соглашений. Выбор предпринимателями различных договорных форм обеспечения информацией является одним из основных направлений правового регулирования информационных отношений.

Режим защиты информации установлен общими и специальными нормативно-правовыми актами. За нарушение режима защиты информации виновные лица привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 139 ГК РФ в качестве основного способа защиты предусматривает возмещение причиненных убытков работниками, разгласившими коммерческую тайну, и контрагентами, связанными с обладателем коммерческой тайны гражданско-правовым договором. Согласно статье 14 ФЗ « О коммерческой тайне» органы государственной власти, иные государственные органы, органы МСУ, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное пользование этой информацией их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

Согласно статье 183 УК РФ за преступления в информационной сфере предусмотрена уголовная ответственность. Основанием для санкций является собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Базовыми актами информационного законодательства Российской Федерации являются Законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О безопасности», «О средствах массовой информации». В них законодательно закрепляется право граждан, организаций и государства на информацию, устанавливаются их основные права и обязанности, правовой режим обработки и использования информации, порядок обеспечения информационной безопасности и гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принят 27 июля 2006 г. Основная цель закона состоит в совершенствовании правовой основы отношений в области формирования и использования информационных ресурсов, в области информатизации с учетом возрастающей роли информации в обновлении производственного, научного, организационного и управленческого потенциалов страны, в решении вопроса о включении России в мировое сообщество. Сфера действия Закона охватывает отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации (ст. 1).

Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 3), правовое регулирование отношений в данной сфере основывается на следующих принципах:

свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем;

достоверность информации и своевременность ее предоставления;

неприкасаемость частной жизни;

недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.



Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 5) вся информация в зависимости от порядка ее предоставления и распространения подразделяется на следующие группы:

информация, свободно распространяемая;

информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно Закону, обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). Обладатель информации обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Закон определяет порядок государственного регулирования в сфере применения информационных технологий (ст. 12), использования информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 15) и защиты информации (ст.16), а также ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).

Со дня вступления в силу данного Федерального закона признаны утратившими силу Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» и ряд других законодательных актов (ст. 18).

Закон РФ «О безопасности» принят 5 марта 1992 г. (с изменениями от 25 декабря 1992 г.). Закон является базовым в области защиты жизненно важных интересов государства. Он юридически закрепляет понятия информационной безопасности, ее объектов и субъектов, определяет систему безопасности и ее функции.

В ст. 13 Закона «О безопасности» указывается, что Совет безопасности РФ, являющийся конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в соответствующей области, осуществляет свою деятельность в сфере государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. В Законе имеется положение о том, что в функции Совета, в частности, входит рассмотрение вопросов информационной безопасности, обеспечения стабильности и правопорядка. Таким образом, Совет безопасности является ответственным за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Национальное законодательство, призванное регулировать отношения в сфере информатизации и обеспечения информационной безопасности, включает в себя ряд других действующих законодательных актов. Перечислим и кратко охарактеризуем наиболее важные из них.

Закон РФ «О средствах массовой информации» принят 27 декабря 1991 г. (в редакции от 2 марта 1998 г.). В ст. 1 закона записано, что свобода массовой информации в РФ не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации. Не подлежат также ограничениям поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В законе прямо указывается, что цензура массовой информации, а также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается. В ст. 4 Закона говорится о недопустимости злоупотребления средствами массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний:

разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;

разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны;

распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В этой же статье запрещается использование в теле-, видео– и кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Определенное отношение к сфере информационной безопасности имеет Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ», принятый 1 декабря 1995 г. Этот закон регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации.

Закон РФ «О государственной тайне», принятый 21 июля 1993 г., регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России. Положения закона отражают практическую деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну. Законом сохранена преемственность по вопросам защиты большинства сведений нормативного характера, позволяющая в определенной степени сохранить существующие подходы к защите информации на всех стадиях ее существования. В основу концепции Закона «О государственной тайне» положена идея переориентации существующей системы защиты информации на достижение баланса интересов человека, общества и государства, ее адаптации к происходящим изменениям в системе управления в экономической, политической, военной и других сферах жизни общества, создания механизмов реализации правоотношений, способных развиваться в новых условиях.

Закон РФ «О связи» принят 20 января 1995 г. Сфера действия этого закона распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи. Закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией РФ (федеральная связь), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Отдельная глава Закона посвящена регулированию отношений в области управления связью, регулированию использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи, управлению сетями связи при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения. Законом определено, что к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории РФ (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).

Закон «О федеральных органах правительственной связи и информации» принят 19 февраля 1993 г. Законом, в частности, определяются обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов, их использования и защиты. В ст. 3 Закона указывается, что государственная политика в этой сфере направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения стратегических и оперативных задач развития России.

В Законе сформулированы основные направления государственной политики в сфере информатизации и информационной безопасности, к которым относятся:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информационных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Закон «Об органах федеральной службы безопасности РФ», принятый 10 апреля 1995 г., и Закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. в части, касающейся добывания, обработки разведывательной информации и защиты государственной тайны, имеют много общего.

Для достижения целей разведывательной деятельности и получения специальной информации органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) и органы внешней разведки используют методы и средства в соответствии с федеральными законами. В ст. 20 Закона «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» указано, что хранение в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия мер, ограничивающих права названных лиц. Законом «О внешней разведке» регламентируется деятельность подразделений и частей радиоразведки Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), которые обеспечивают и ведут разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.

В федеральных законах «О государственной охране» и «О Федеральной фельдъегерской связи» определены права и обязанности соответствующих служб в сфере сбора, получения, охраны, защиты и доставки информации.

Юридическое закрепление информационных отношений, возникающих в сфере деятельности органов внутренних дел, регулируются Законом «О милиции» и Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности».

Российской милиции в соответствии с Законом РСФСР «О милиции», принятым 18 апреля 1991 г., предоставлен широкий спектр полномочий в информационной сфере. Так, она обязана «принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административньгх правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности» (ст. 10, п. 3).

В соответствии со ст. 11 Закона о милиции предоставлено право «получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии к ним» (п. 4), а также «производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино– и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступлений или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности…» (п. 15).

Органы внутренних дел России выполняют функции формирования и ведения общегосударственных справочно-информацион-ных фондов (разд. 1.1). Эти функции возложены на информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, а также с организациями и службами других правоохранительных органов, в том числе зарубежных.

Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» принят 12 августа 1995 г. В соответствии с Законом оперативные подразделения органов внутренних дел получили широкие возможности по сбору информации «о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ» (ст. 2). В ст. 6 Закона приведен перечень оперативно-разыскных мероприятий, в ходе проведения которых для получения необходимых сведений «используются информационные системы, видео– и аудиозаписи, кино– и фотосъемки, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде».

Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» допускает ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий только с разрешения суда на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа – субъекта оперативно-разыскной деятельности.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» вступил в силу 3 августа 1993 г. (в настоящее время Закон действует в редакции 2004 г.). Предметом регулирования Закона, в частности, являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы (включая программы для ЭВМ), которые являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Источниками регулирования являются не только законы РФ и принимаемые на их основе законодательные акты субъектов РФ, но и международные договоры, в которых участвует Россия. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. К основным понятиям Закона относятся, в числе прочих, понятия программы для ЭВМ и базы данных, записи программы в память ЭВМ, а также понятие контрафактных экземпляров произведений. Законом определено, что программы для ЭВМ являются объектами авторского права, нарушение которого влечет гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон «Об основах государственной службы» принят 31 июля 1995 г. В Законе определены права, обязанности и ограничения, накладываемые на государственных служащих, в том числе и в области информационного обмена. Так, ст. 11 Закона запрещает государственным служащим использовать в неслужебных целях средства информационного обеспечения и служебную информацию.

В Гражданском кодексе РФ (ч. 1 и ч. 2) информация рассматривается как объект гражданского права наряду с интеллектуальной собственностью и имуществом (ст. 128). В Кодексе также определяется информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. В ст. 139 определен состав особых формальностей, которые позволяют применять какие-либо санкции в случае нарушения конфиденциальности информации.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ прямо или косвенно касаются таких важных тем информатизации, как право на информацию, гарантии, ограничения и создание условий для информационной безопасности, разграничение сфер ведения на важнейшие составные элементы информатизации: информацию и связь.

Уголовный кодекс РФ принят 24 мая 1996 г. и введен в действие 1 января 1997 г. Новый Уголовный кодекс (с последующими изменениями и дополнениями) закрепляет принципиально новые для отечественного законодательства подходы к некоторым проблемам уголовного права. Отдельные нормы в российской правоприменительной практике используются впервые. В частности, гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» определяет общественно опасные и преступные деяния в сфере компьютерной информации.

К разряду преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, носящих информационный характер, в Уголовном кодексе отнесены следующие преступления:

нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138, ч. 1);

незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (с. 138, ч. 3);

предоставление гражданину должностным лицом неполной или заведомо ложной информации, если этим причинен вред правам и законным интересам граждан (ст. 140, ч. 3);

незаконное использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, разглашение их сущности без согласия автора или заявителя до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству (ст. 147, ч. 2);

собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а также иным незаконным способом (ст. 183, ч. 1);

незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца (ст. 183, ч. 2);

незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг в сфере вооружения и военной техники (ст. 189, ч. 2).

Законодательное регулирование прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии нашло отражение в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения», принятом 9 января 1996 г. В соответствии со ст. 23 Закона граждане и общественные организации получили право на объективную информацию о радиационной обстановке и принимаемых мерах безопасности от тех организаций, которые осуществляют деятельность с применением источников ионизирующего излучения. Кроме того, согласно ст. 6 Закона, субъекты РФ уполномочены информировать граждан о радиационной обстановке на соответствующей территории.